|
|
Игра в бисер
Культурные ценности, акты творчества, произведения искусства — это феномены реальности, ощущениями от которых очень трудно, практически невозможно обмениваться (о чём, кстати, совершенно замечательно сказал в своей Нобелевской речи И.А. Бродский). Потому, что в культуре, творчестве, искусстве сходятся две реальности -- внешняя, в которой происходит явление и существует объект, и внутренняя, в которой возникает и существует впечатление от восприятия данного явления, и объекта. Культура, творчество, искусство -- своего рода порталы между реальностями.
Конечно, можно сказать, что внешнее и внутреннее разделены всегда и, в частности, это порождает знаменитую "Трудную проблему сознания» -- неразрешённый междисциплинарный вопрос о том, как физическая реальность порождает субъективный опыт. Однако специфика проблематики культуры, творчества и искусства состоит в том, что для данных категорий отсутствует даже намёк на некий общий символьный (семантический) код, который позволял бы установить в этих вопросах какое-то подобие общей системы координат и представлений. Переживание, вызванное восприятием произведения искусства, или актом творчества всегда остаётся переживанием частным, личным. Причём, чем сложнее, чем глубже такое переживание, тем более частный характер оно носит. Поэтому совершенно невозможно объективно выразить, почему продукты творчества Ильи Глазунова, Зураба Церители или Никаса Сафронова родственны продуктам пищеварения, а продукты творчества Пабло Пикассо, Мариуса Эшера или Бориса Тальберга -- шедевры. А Энди Уорхол, например, вообще не художник, и продуктом его творчества являются не картины, а собственный образ в искусстве... Значит ли это, что "о вкусах не спорят"? Ни в коем случае. Поскольку разница между продуктами пищеварения и шедеврами искусства реально существует -- просто она не поддаётся вербализации и объективному объяснению. Любой любитель продуктов творческого пищеварения имеет полное право заявить: "А мне нравится творчество Солы Моново!". И объяснить ему, что это – крайне низкопробно и откровенно плохо, не представляется никакой возможности. Вот и в Теме всё точно так же. Тема -- явление (суб)культурное, существующее как область искусства и практически формируемое творческими актами. И объяснять любителям тематической попсы и тематического шансона, что их "умц-умц-умц" и "три блатных" аккорда -- ещё не всё, что есть в Теме, и уж точно не лучшее... совершенно бессмысленно и бесполезно. 24.10.2024 в 01:48 мне нравится 3 просмотров 36
Адрес страницы: |
|||||
|